городское поселение город Кола Кольского муниципального района

Кола - древнейший город Кольского полуострова.

Историки называют разные даты, связанные с основанием Колы - 1210 и 1264 годы, 1517,1532, 1556. В советское время историки Иван Ушаков и Игорь Шаскольский нашли опубликованные записки голландского купца Симона ван Салингена, в которых он описывает Колу 1565 года как поселение, находящееся на этапе своего становления, состоящее всего из трех дворов.  Именно 1565 год сегодня и принято считать первым упоминанием Колы.


            Название город получил от реки Колы. Само происхождение названия реки Колы неоднозначно. Существует несколько неподтвержденных версий. Некоторые исследователи считают, что слово «Кола» происходит от саамского «кольйок» — «золотая река». По другой версии это название она получила от финно-угорского названия «кульйоки», что означает «рыбная река». Золотом была для Колы торговля царь -рыбой - семгой, которая в изобилии водилась в реке.  Семгу просто так не ели, ею платили налоги, отправляли к царскому столу, преподносили в качестве подарков знатным людям, продавали в более южные регионы страны, для того чтобы купить хлеб и изделия из железа.

         А от поселения имя перешло к целому полуострову, который стал назваться Кольским.


Имея весьма выгодное в стратегическом отношении географическое положение, город стал опорным пунктом государственной власти и форпостом распространения христианства на Кольском Севере. Уже в XVI-XVIII веках Кола стала одним из наиболее развитых городов Севера, крупной базой рыбопромышленников, центром торговли, военной крепостью и административным центром Кольского уезда.

В 1582 году в ответ на агрессивные действия Дании царь направляет в Колу воеводой Аверкия (Авраамий) Ивановича Палицына, в монашестве Авраамия Палицына. Это был известный писатель и церковный деятель. Именно Аверкий Иванович Палицын учредил в Коле гостиный двор, почтовую службу, ввел торговые и промысловые пошлины.   Палицын (1582-1583) получил права наместника Российской Лапландии.

В Коле на здании администрации района установлена и освящена священнослужителями памятная доска в честь первого кольского воеводы Аверкия Палицына.

Вторым Кольским воеводой (1583-1584) был   Судимантов Максак Федорович.  При нем начато строительство Кольского острога: центральную часть Колы обнесли рвом и бревенчатой оградой, по углам выстроили 4 башни с бойницами. На обнесенном участке размещались церкви, двор воеводы, воеводская канцелярия, тюрьма, караульное помещение, склады, дома части колян.


Кольский острог выдержал много осад неприятеля.

Первое шведское нападение на Колу состоялось в 1589 году, 23 декабря (2 января 1590г.) Все вражеские атаки коляне успешно отбили, а в одной из вылазок захватили 30 воинов вместе с предводителем Кавпием. Шведского воеводу в кандалах отправили в Москву. В Москве по достоинству оценили подвиг защитников Кольского острога. Указом царя Фёдора Ивановича от 8 апреля 1590 года жители Колы за героическую оборону города были освобождены от платежа податей, торговых пошлин и несения повинностей на три года. Шведы не успокоились. 13-14 (23-24) августа 1591 года – отражение второго шведского нападения. Летом 1591 года отряд в 1200 человек под предводительством Ганса Лерссона на лодках по реке Туломе спустился к Кольскому острогу. Оборону возглавил воевода Владимир Фёдорович Загряжский. Коляне стойко оборонялись, отстреливались из пушек и ружей, контратаковали врага. В этой битве, длившейся около суток, противник потерял 215 человек убитыми и ранеными, отошёл на остров Немецкий. Потрёпанный в бою отряд Лерссона через три дня двинулся по реке на лодках в обратный путь. Притязания иноземцев на Колу продолжились и в феврале 1611 года. Вражеское войско было сформировано в Рованиеми во главе с правителем Вестерботнии Балтазаром Беком. И в этом сражении корсары Бека потерпели серьезное поражение.

В 1681-1684 годах при воеводах В. И. Эверлакове и З. И. Полозове неизвестным мастером сооружен Воскресенский собор, состоявший из трех соединенных между собой церквей, которые венчали 19 глав. Существует легенда, будто мастер, закончив работу, вышел на берег Туломы, вынул из-за пояса топор, размахнулся и кинул его в воду - в знак того, что лучшего творения, чем построенный собор, ему уже не создать.


1700-1706 гг.- осуществляется обновление крепостных стен и башен города по указу Петра I.

1708,18(29) декабря – образование Архангелогородской губернии (к ней приписано 20 городов, в т. ч. «город Кольский острог» и 18 уездов, в т. ч. Кольский уезд).

М.В. Ломоносов, в юношестве неоднократно бывавший вместе с отцом в Коле в 1721 -1730гг, оставил описание жемчужного промысла близ Колы, о чём рассказывает жителям и гостям города памятная доска на здании районной библиотеки.

В 1727 году Санкт-Петербургской академией наук в Колу был командирован французский астроном Людовик Делиль де ла Круайер. Обсерваторию для профессора обосновали на горе Соловарака. Это была первая академическая экспедиция в России.

1780 - по Указу императрицы Екатерины II Кола перестала именоваться «Кольским острогом», становится (по указу сената) уездным городом Вологодского наместничества Архангельской губернии, стала иметь свой герб.

Первые каменные здания города — ценнейшие памятники российского гражданского зодчества.

В 1783 году Екатерина II пожаловала Коле как самому северному городу Российской империи 8 тысяч рублей на сооружение каменной церкви. В 1800 году ее начал строить архангелогородец Василий Мышкин с артелью.  21 апреля 1809 года, после отделки здания и приёмки работ, состоялась торжественная церемония передачи построенной церкви духовному ведомству. В 1816 году кольский купец Алексей Попов пожертвовал 2400 рублей на иконостас, иконы и украшения, и 25 января 1817 года была освящена Благовещенская церковь.


Здание первого финансового учреждения на Кольском Севере строилось по заказу Архангельского губернского казначейства одновременно с Благовещенской церковью. В 1806 году по окончании отделочных работ штат казначейства перешёл для работы из деревянного ветхого здания в черте Кольского острога в каменное здание в Посаде. Служащие разместились в пяти просторных комнатах. Одна из них была предназначена для хранения денег, поэтому на окнах установили решётки, на входе – железную дверь. В 1864 году здание казначейства выкупило Городское общественное управление Колы. Следующие семьдесят лет оно было центром местного самоуправления.


В мае-августе 1826 года под руководством Михаила Францевича Рейнеке, морского офицера, была произведена подробная опись Кольского залива.

 В 1830 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Описание города Колы в Российской Лапландии».

В 1839 году, 31 марта,  было открыто одноклассное приходское училище – первое светское учебное заведение на Мурмане.

В XIX веке Кола неоднократно подвергалась разбойничьим набегам англичан.


В период Крымской войны 1854 г. 11-12 (23-24) августа произошла бомбардировка города и сожжение его англичанами. В огне завершил исторический боевой путь Кольский острог, в XVI-XVIII веках служивший оборонительным щитом на севере Русского государства. Тогда же сгорел и знаменитый Воскресенский собор города - выдающийся памятник деревянного зодчества, редкое по красоте и архитектуре сооружение.

После английской бомбардировки Кола лежала в руинах. 90 процентов горожан лишились крова. Население разъехалось. Зимой 1854-55 годов в Коле жило всего 13 человек.

В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам.

С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу. В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фриис.

В 1870 году Колу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство.

В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове.

 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани.

Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.


 

С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей.

27 февраля 1920 года коляне избрали Временный волостной исполнительный комитет во главе с председателем Иваном Павловичем Хипагиным. 8 марта на заседании временного волисполкома был избран исполнительный комитет Кольско-Лопарского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 27 июля 1927 года состоялась первая партийная конференция Кольско-Лопарского района.

Важными вехами в ее развитии в двадцатом веке были открытие публичной библиотеки (1921), появление в домах радио и электричества (1927), выход первого номера районной газеты «Заполярный труд» (1933), ввод в строй грунтовой дороги Кола-Мурманск и автогужевой Кола – Мурмаши (1934).


В Великую Отечественную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина. Немцы бомбили и Колу, но не так сильно, как Мурманск.

 268 колян не вернулись с войны.


Выпускники Кольской средней школы 1941 года.  Класс, который после выпускного вечера в полном составе ушел на фронт.

 Послевоенные годы были годами развития промышленности и благоустройства города.

1948 год. В Коле начали строить водопровод, он тянулся от водонапорной башни у горы Соловарака через Туломское шоссе по главным улицам посёлка.

1951 год. 23 февраля 1951 года открылась новая средняя школа. 

1952 год. 16 января вошёл в строй Кольский пивоваренный завод. В августе берега реки Туломы соединил новый металлический мост.

1953 год. Кольскую амбулаторию преобразовали в котельную.

1954 год. 10 февраля 1954 года через Колу в Печенгу по новой магистрали стали ходить поезда. В это же время построили шоссе Кола-Печенга. Заработала мебельная фабрика.

 1955 году. Открыт Дом культуры.

1956 год. Появился асфальт на улице Красная набережная, а в 1957 году - на Советском проспекте.  1959 год. Дала первую продукцию макаронная фабрика.

1962 год. Вступила в строй городская котельная.

2 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кола был преобразован в город районного подчинения.

1974 год. Открылось сельское профессионально-техническое училище.


В начале пятидесятых годов в Коле стали активно строить каменные дома. А к концу прошлого столетия город раздался вширь - на мелководной части залива, которая была засыпана, построили девятиэтажные дома.

Богатая история города продолжается в памятниках и названиях улиц.

Кола 21 века - комфортный, уютный, благоустроенный город. Административный центр Кольского района.





AA